Должностные обязанности официанта

Многие молодые люди начинают свой профессиональный путь с работы официанта и рассматривают данную должность как временный источник заработка. Однако существуют люди, которые намеренно идут работать в данную сферу для того, чтобы со временем получить более престижную должность. Ресторанный бизнес имеет неповторимую специфику, которая насыщена различными культурными мероприятиями. В этой сфере весьма востребованы люди, обладающие развитой коммуникабельностью. Такие люди не только любят общение, но и обладают яркой натурой, что позволяет им получать хорошую прибавку к зарплате в виде «чаевых». Важно понимать, что данный вид трудовой деятельности является ответственной и тяжелой работой, с которой справится далеко не каждый человек. В данной статье мы предлагаем обсудить вопрос о том, что входит в обязанности официанта кафе.

должностная инструкция официанта ресторана
С одной стороны, официантом может работать практически любой желающий, с другой, существуют колледжи и специальные школы по подготовке официантов

Особенности работы официанта

Официант является главным лицом ресторана, который взаимодействует с гостями заведения. Его главной обязанностью является проявление вежливости и гостеприимства. Грамотный официант должен уметь создавать двустороннюю связь с каждым посетителем ресторана. Именно от качества оказанного сервиса зависит, вернется ли данный клиент еще раз или нет. Важно понимать, что плохое обслуживание может отпугнуть клиентов даже при изумительном вкусе подающихся блюд. Среди основных обязанностей официанта необходимо выделить тщательное изучение меню и содержание каждого блюда. Изучение компонентов всех блюд, позволяет дать грамотную рекомендацию клиентам в отношении выбора пищи.

Следует понимать, что посетитель ресторана может не употреблять определенные пищевые продукты по личным или религиозным убеждениям. Это означает, что официанту необходимо тщательно изучить состав каждого блюда и основные ингредиенты. Помимо этого, необходимо тщательно изучить процесс приготовления каждого блюда для того, чтобы назвать посетителю точное время, что потребуется поварам для выполнения заказа. Помимо самих блюд, официант должен порекомендовать посетителям напитки, что будут идеально сочетаться с заказанными продуктами. Для того чтобы давать подобные рекомендации, необходимо тщательно изучить винную карту и имеющийся ассортимент алкогольных напитков. Многие рестораны часто добавляют в свое меню различные коктейли. Работник, занимающийся обслуживанием клиентов, должен знать не только компоненты, входящие в самые популярные коктейли, но и их вкусовые качества.

Сотрудники ресторана, работающие в зале, должны быть осведомлены о нюансах работы кухни. В том случае, когда определенные ингредиенты отсутствуют на кухне, повара не могут приготовить определенные блюда из меню. Помимо этого, необходимо тщательно изучить ограниченный ассортимент. Данная рекомендация объясняется тем, что большая компания гостей может заказать такие блюда. В результате развития этой ситуации кто-то из гостей окажется без заказанной еды. Такие нюансы негативно отражаются на репутации заведения.

Работники ресторана должны знать базовые правила сервировки стола. Для этого необходимо изучить предназначение каждого столового прибора и барного стекла. Одной из задач официанта является уборка стола после того, как гости покинуть заведение. Эту работу необходимо выполнить не только быстро, но и качественно. Перед тем как приступить к исполнению своих обязательств, работник должен тщательно изучить последовательность подачи блюд, закусок и напитков.

Необходимо научиться своевременно обращать внимание на нужды гостей и предугадывать их желание.

Умение вовремя убрать не использующуюся или грязную посуду, является несомненным плюсом для сервисного работника. Необходимо понимать, что посетителям может не понравиться «гора» грязной посуды, стоящая на столе. В задачу официанта входит не только встреча и обслуживание гостей, но и расчет клиентов. Это означает, что работник ресторана должен уметь составлять грамотные расчеты не только при помощи специальных компьютерных приложений, но и вручную. Далеко не всегда официанту удается находиться «в поле зрения» посетителей кафе для того, что помочь им удовлетворить определенные желания. Выполняя свою работу, сотрудник должен не забывать об элементарных правилах вежливого общения.

Основываясь на вышесказанном можно сделать вывод, что руководство ресторана должно предъявлять жесткие требования к нанятому персоналу. Одним из таких требований является опрятный внешний вид. Данный термин используется для обозначения выглаженной одежды, чистой обуви, аккуратной прически и прочих нюансов. Именно эти факторы способствуют созданию положительного впечатления о работе сервиса и престиже самого ресторана.

должностные обязанности официанта
Официант относится к категории технических исполнителей

Особого внимания заслуживает вопрос, связанный с благодарностью клиентов. Многие рестораны вкладывают цену обслуживания в счет, который выставляется гостям. Слова благодарности от клиентов многие официанты рассматривают как официальное разрешение на присвоение сдачи. Однако даже в случае отсутствия чаевых, официант должен оставаться вежливым. Работа в данной сфере требует крепкого физического здоровья, поскольку простуженный работник, обслуживающий клиентов, может создать дурную репутацию заведению. Отдельного внимания заслуживает трезвость персонала. Работник, находящийся в состоянии алкогольного опьянения, не может быть допущен к обслуживанию гостей.

Должностная инструкция

Согласно установленным правилам, для каждой штатной единицы должна быть разработана должностная инструкция. Этот документ содержит в себе список обязанностей, прав и ответственности нанятого специалиста и лица, выступающего в статусе работодателя. Содержание данного документа может стать основанием для урегулирования конфликтов между участниками данного вида правоотношений. Должностная инструкция официанта ресторана является обязательным документом, поскольку данный сотрудник относится к категории лиц, несущих материальную ответственность.

Как правило, должностные инструкции содержат в себе внушительный перечень профессиональных обязательств и полномочий. Этот документ является своеобразным регламентом, регулирующим процесс выполнения основных функций работника. Обязанность по составлению этого документа возлагается на руководство компании. Права работника, закрепленные в данном акте, должны соответствовать всем требованиям действующего законодательства.

Основные положения

Данный раздел должностных инструкций содержит в себе базовую информацию о конкретной должностной позиции. Согласно установленным правилам, представители этой профессии относятся к категории рабочих. Получить рассматриваемую должностную позицию может как лицо с профильным образованием, так и человек, имеющий средний уровень образования. Многие рестораны предпочитают видеть в своем штате опытных специалистов, имеющих богатую практику. Именно поэтому они выбирают тех претендентов, что имеют профессиональный стаж, продолжительностью более одного года.

Назначить работника в должность или уволить его может только руководитель точки общественного питания. Это правило должно быть обязательно закреплено в должностной инструкции. Помимо этого, необходимо закрепить в данном разделе требования к знаниям и навыкам претендентов на открытую вакансию. Труженик, желающий получить свободную должность, должен знать основные правила сервировки стола и базовые характеристики каждого блюда. Помимо этого, необходимо изучить общепринятый порядок подачи блюд и их стоимость в конкретном заведении.

Работник должен тщательно изучить правила использования хозяйственного инвентаря и прочей техники. Помимо этого, потребуется потратить время на изучение порядка составления расчетов для посетителей и основные требования к столовой утвари. Работник, желающий получить должность официанта, должен знать действующие санитарные нормы и правила противопожарной безопасности. Также следует отметить, что должностные обязанности старшего официанта отличаются от функций персонала, занимающего более низкую ступень карьерной лестницы. Во время исполнения своих профессиональных обязательств, официанту необходимо руководствоваться:

  1. Действующими нормами закона.
  2. Внутренним регламентом компании.
  3. Правилами, закрепленными в должностных инструкциях.
обязанности официанта в ресторане
Официант является лицом ресторана и одной из ключевых фигур в заведении и от его слаженной и профессиональной работы зависит очень многое

Работник, выполняющий функции официанта, находится в прямом подчинении у директора компании и управляющего. В том случае, если сотрудник не может приступить к выполнению своих основных функций, администрация ресторана находит ему временную замену. Выбранный труженик обязан соблюдать правила, закрепленные в должностных инструкциях.

Ответственность работника

Должностные обязанности официанта являются лишь одним из разделов должностной инструкции. Помимо этого, данный документ должен содержать информацию об уровне ответственности работника. Нарушение правил, закрепленных в данном документе, несет за собой дисциплинарное наказание. Это означает, что в рассматриваемом акте необходимо закрепить список нарушений дисциплины и виды штрафных санкций.

Халатное отношение к функциональным обязательствам влечет за собой ответственность согласно Трудовому законодательству. В случае с более грубыми правонарушениями, штрафные санкции выбираются на основании Гражданского либо Административного Кодекса. Работники, пойманные на воровстве, несут уголовную ответственность.

Права сотрудника

Каждому сотруднику ресторана и кафе должны предоставляться определенные права и полномочия. Среди обязательных прав, которые должны быть предоставлены труженику, необходимо выделить возможность ознакомления с документацией, что имеет непосредственную связь с рабочими моментами. Сотрудник должен иметь возможность изучать все приказы и распоряжения руководителей компании, что оказывают влияние на рабочий процесс.

Администрация компании должна предоставить работнику возможность участвовать во всех мероприятиях, направленных на улучшение сервиса и поднятие имиджа заведения. Официанту предоставляется право взаимодействовать со всеми структурными подразделениями, входящими в состав ресторанного бизнеса. Помимо этого, труженику предоставляются все права, закрепленные в действующем Трудовом законодательстве.

Плюсы и минусы такой профессии

Работа официантом имеет не только очевидные преимущества, но и значимые недостатки. Главным плюсом этой профессии является легкость получения желаемой должности и высокий уровень востребованности опытных специалистов. Набор необходимых личностных качеств в сочетании с солидным профессиональным стажем позволяет труженикам получать должность в популярных и раскрученных заведениях. Возможность работы по свободному графику делает рассматриваемую должность идеальным решением для студентов, которые не могут работать в дневное время. Также необходимо отметить, что объем чаевых, что оставляют клиенты, зависит от статуса ресторана. В некоторых точках общественного питания размер чаевых значительно превышает объем оклада сотрудника. Еще одним плюсом подобной работы является возможность получения служебного питания.

что входит в обязанности официанта кафе
В различных странах обязанности для официанта могут изменяться, но не существенно, фундаментальные вещи остаются неизменными

Несмотря на все вышеперечисленные достоинства, работа официанта имеет несколько важных минусов. Одним из таких минусов является высокий уровень материальной ответственности. В том случае, если работник разобьёт посуду или клиент не оплатит заказ, то все убытки, понесенные рестораном, вычитаются из заработка персонала. Довольно часто, должностные инструкции представителей этой профессии содержат в себе информацию о штрафной системе, использующейся в отношении работников кафе. Помимо этого, необходимо выделить следующие минусы:

  1. Регулярный стресс. Довольно часто работникам приходится обслуживать посетителей, которые хамят, упрекают и придираются к работе сотрудников заведения.
  2. Высокий уровень зависимости от действий коллег. В некоторых случаях качество сервиса может пострадать по вине определенных обстоятельств. Официантам приходится выслушивать негативную критику клиентов в отношении работы кухни и качества приготовленных блюд.
  3. Сложный рабочий график. Представители этой профессии редко отдыхают в праздничные дни и выходные. Этот фактор не представляет особой сложности для молодого поколения, однако семейные люди предпочитают проводить выходные дни вместе со своими близкими.

Выводы (+ видео)

В данной статье мы рассмотрели основные обязанности официанта в ресторане. Главной функцией представителей этой профессии является обслуживание гостей заведения. Человек, посетивший ресторан, должен его покинуть с позитивным настроем, получив приятные впечатления не только от вкусовых качеств еды, но и от качества работы сотрудников сервиса. Именно поэтому сотрудникам точек общественного питания необходимо соблюдать правила, изложенные в должностных инструкциях и регулярно улучшать свои профессиональные навыки.

Оцените статью
Добавить комментарий

двадцать − один =