Каждая компания в ходе хозяйственной деятельности приобретает различные материалы, которые используются в работе. Приобретенные товарно-материальные ценности могут применяться в производственном процессе или при организации продаж. Это означает, что далеко не все активы компании распределяются на склад. Многие из приобретенных материалов используются в работе сразу же после их покупки. Согласно действующим правилам материалы, полученные со склада, должны быть сняты с учета. В данной статье мы предлагаем обсудить вопрос о том, как правильно списать материалы с бухгалтерского учета.
- Отраслевые особенности списания материалов в бухучете
- Составление приказа о списании материальных запасов
- Основные методы списания материалов в производство
- По средней себестоимости
- Метод ФИФО
- По стоимости каждой единицы
- Стоимостная оценка списания материалов, пришедших в негодность
- Оформление акта о списании материалов в производство
- Выводы (+ видео)
Отраслевые особенности списания материалов в бухучете
Существует несколько различных методов списания товарно-материальных ценностей, которые могут использовать все субъекты предпринимательства. Важно отметить, что выбор конкретной методики списания материалов зависит от специфики деятельности компании. Отрасль, выбранная субъектом предпринимательства, оказывает непосредственное влияние на порядок составления бухгалтерских документов.
В качестве примера предлагаем рассмотреть строительную сферу. Главной особенностью этого направления является большое количество различных материалов, использующихся в работе. Данный нюанс приводит к значительному увеличению объема внутреннего документооборота. Для того чтобы обосновать необходимость списания ТМЦ, составляются регулярные отчеты о порядке расходования материально-производственных запасов. При составлении подобных отчетов очень важно учитывать нормы, установленные различными инстанциями.
Помимо таких отчетов, используются объектные и внутренние сметы. В данных документах указывается количество материалов, требующихся для выполнения конкретной задачи. Работники, несущие материальную ответственность, должны регулярно составлять отчеты, посвященные расходу запасов фирмы. На основе всех вышеперечисленных актов формируются не только бухгалтерские отчеты, но и специальные журналы, где ведется учет выполненных задач.
Отличительной чертой строительной сферы является необходимость проведения регулярного анализа, посвященного расходу материалов открытого хранения. К этой категории относятся песок, гравий и другое сыпучее сырье. Расход таких материалов очень сложно оформить документально. Для того чтобы списать данный вид материалов, необходимо провести инвентаризацию и определить фактический объем остатков сырья.
Еще одним уникальным направлением предпринимательской деятельности является сельскохозяйственная сфера. В данной сфере используется ряд специфической первичной документации. К этой категории можно отнести акт, посвященный затратам семян и посадочных материалов. Ответственность по составлению данного акта возлагается на агрономов и иных специалистов, отвечающих за посадку различных культур. Работники животноводческих ферм обязаны разрабатывать рацион для животных и план их кормления. Порядок выдачи корма фиксируется в специальном журнале учета.
Следует понимать, что при заполнении вышеперечисленных актов и журналов необходимо привести фактическое обоснование конкретного события. В качестве примера приведем ситуацию, связанную со смертью животных. Для того чтобы обоснованно списать их стоимость, необходимо подробно описать причину смерти. Для этой цели проводится специальная экспертиза. Данные действия позволяют выявить степень вины работников, ответственных за кормление и уход за животным. Следует понимать, что в случае доказательства вины сотрудника предприятия, на должностное лицо накладываются финансовые санкции. Как правило, сумма штрафа приравнивается к рыночной стоимости самого животного.
Составление приказа о списании материальных запасов
Само списание материалов в бухгалтерском учете можно разделить на два основных этапа. Рассматриваемый процесс берет свое начало с издания распорядительного акта о сборе специальной комиссии. Задачей этой комиссии является проведение всех необходимых мероприятий. В некоторых сферах требуется создание специального регламента, регулирующего порядок проведения работ. В большинстве случаев, порядок проведения данных мероприятий разрабатывается во время создания компании. Такой подход позволяет разработать единый регламент, который будет использоваться в дальнейшей хозяйственной деятельности.
Распоряжение руководства составляется с учетом правил делопроизводства. В шапке приказа следует указать наименование фирмы и регистрационный номер документа. В следующей строке указывается дата составления акта. В содержательной части бланка указывается цель, ради которой создается комиссия и перечисляются работники, входящие в ее состав.
Заполненный акт должен быть заверен фирменным штампом и подписью генерального директора.
Основные методы списания материалов в производство
Как мы уже говорили выше, выбор конкретной методики списания МПЗ (материально-производственные запасы) зависит от специфики деятельности компании. Данный процесс является одним из важных моментов хозяйственной деятельности. Этот нюанс объясняется тем, что от стоимости материалов зависит конечная стоимость изготовленных изделий. Вполне логично предположить, что от стоимости производственных запасов зависит величина дохода компании. Каждая из методик списания материалов имеет свои уникальные особенности. Ниже мы предлагаем кратко рассмотреть каждый из существующих методов.
По средней себестоимости
Эта методика списания материально-производственных запасов является одной из самых популярных. Для того чтобы рассчитать среднюю себестоимость МПЗ, необходимо выполнить следующие действия:
- Сложить между собой стоимость остатка МПЗ на начало отчетного периода и стоимость МПЗ, поступивших в течение данного временного отрезка.
- Сложить между собой количество МПЗ на начало отчетного периода и количество МПЗ, поступивших в течение данного временного отрезка.
- Разделить первое полученное значение на второе.
Метод ФИФО
Эта методика предполагает списание материально-производственных запасов в хронологическом порядке. Говоря простыми словами, списание осуществляется по стоимости первого (второго) поступления МПЗ. Многие специалисты рекомендуют использовать эту методику при учете скоропортящихся товаров. Данная рекомендация объясняется тем, что рассматриваемый метод не учитывает рост инфляции за время использования товарно-материальных ценностей.
По стоимости каждой единицы
Применять этот метод следует только в том случае, когда имущественные активы не могут использоваться для замены друг друга. К этой категории можно отнести драгоценные камни и металлы. При списании запасов в производство учитывается фактическая себестоимость каждой единицы. Во время проведения данной процедуры используется ряд первичных документов. Это могут быть товарные накладные, акты списания и лимитно-заборные карты.
Следует отметить, что существует несколько различных причин для списания материальных запасов. Одной из самых распространенных причин является использование МПЗ в производственных целях. Помимо этого, списать материалы можно в случае их морального устаревания, порчи или хищения. Для того чтобы соблюсти все обязательные формальности, компании нужно сформировать специальную комиссию, которой будет поручено проведение всех необходимых мероприятий.
Стоимостная оценка списания материалов, пришедших в негодность
Каждая компания в ходе своей хозяйственной деятельности сталкивается с необходимостью списания активов, пришедших в негодность. Порядок списания материалов зависит от внутренних нормативов и наличия вины персонала в порче запасов. При утилизации таких активов цена МПЗ вкладывается в норму производственных затрат. В том случае, если полученное значение превышает установленную норму, стоимость запасов вкладывается в статью прочих расходов.
Особого внимания заслуживает порядок списания быстроизнашивающихся и малоценных материалов. В таком случае бухгалтер может учитывать их оценочную стоимость на день ввода в эксплуатацию или использовать методику равномерного расхода. Последний метод применяется только в том случае, когда эксплуатационный срок списываемого актива составляет более одного года. Выбранная методика должна быть отражена в учетной политике фирмы. Следует отметить, что при составлении подобных отчетов нельзя учитывать налоговые стоимостные критерии (сто тысяч рублей), установленные в две тысячи шестнадцатом году. В качестве малоценных активов рассматриваются только те материалы, чья стоимость не превышает сорока тысяч рублей.
Похожая методика списания используется для таких запасов, как хозяйственные принадлежности и инвентарь. Здесь следует обратить внимание на тот факт, что в действующих законах отсутствует регламент, регулирующий состав этой группы. Как правило, в эту группу включают офисную и кухонную технику, а также имеющуюся мебель. Некоторые компании включают в данную группу садовый инвентарь и средства пожаротушения. При списании таких активов используется методика, закрепленная в учетной политике. Во время данного процесса очень важно оформить все сопутствующие документы. Это могут быть акты на списание инвентаря или специальные накладные.
Оформление акта о списании материалов в производство
Многих начинающих предпринимателей волнует вопрос о том, каким документом оформляется списание материалов. Для этой цели используются разные бланки, входящие в состав первичных документов. Действующее законодательство разрешает всем коммерческим структурам самостоятельно выбирать документы, что будут применяться во время рассматриваемого процесса. Это означает, что порядок списания товарно-материальных ценностей, принятый в одной организации, может отличаться от порядка, установленного в других компаниях.
Органы контроля требуют, чтобы вся используемая документация была утверждена в составе учетной политики. Каждый из используемых документов должен содержать ряд обязательных реквизитов. Подробный перечень данных реквизитов приведен в девятой статье четыреста второго Федерального Закона. Этот документ посвящен порядку ведения бухгалтерского учета. В Постановлении Государственного комитета статистики под номером «71а» приводится подробное описание типовых форм, что могут применяться во время рассматриваемого процесса. На сегодняшний день органы контроля допускают использование следующих форм:
- Форма под номером «М-11» (требование-накладная). Этот документ используется в том случае, когда у фирмы отсутствуют лимиты на получение МПЗ.
- Форма под номером «М-8» (лимитно-заборная карта). Этот акт используется в том случае, когда у фирмы имеются лимиты на списание МПЗ.
- Форма под номером «М-15» (товарная накладная). Этот акт используется при передаче МПЗ обособленным подразделениям компании.
Каждой компании предоставляется законное право видоизменить вышеперечисленные формы в соответствии со своими нуждами. Это означает, что в вышеперечисленные документы можно добавить дополнительные реквизиты, строки, поля и таблицы.
Требование-накладная может использоваться при учете оборота активов внутри фирмы. Такие акты применяются при пересылке МПЗ между несколькими структурными отделами или должностными лицами. Документ формируется должностным лицом, выдающим МПЗ. Сам документ составляется в количестве двух копий. Первая копия используется для оприходования материальных ценностей, а второй – для списания.
Следует отметить, что списывать материалы в неконтролируемых объемах недопустимо. Именно поэтому каждой компании необходимо разработать и утвердить собственные нормы. Данное требование закреплено в Налоговом Кодексе. Действующие законы обязывают каждого предпринимателя документировать и экономически подтверждать все производственные затраты. Отдельно нужно выделить тот факт, что все лимиты устанавливаются самостоятельно. Для этой цели составляются различные внутренние документы. К этой категории можно отнести проектные сметы, локальные регламенты и технологические карты. Обязанность по разработке этих документов возлагается на специалистов, отвечающих за контроль над технологическим процессом.
Осуществить списание материальных ценностей можно лишь на основе утвержденных норм. При этом следует учитывать документацию, применяющуюся для подтверждения факта использования запасов в производственном цикле. Учитывая все вышесказанное можно сделать логичное предположение, что проводки на списание материалов должны основываться на актах первичного учета. В том случае, когда компания превышает установленные лимиты, необходимо отразить в сопутствующих документах причины превышения установленного значения. Как правило, выход за установленные нормы объясняется высоким количеством брака, увеличением производственной мощности или технологическими потерями.
Необоснованное списание материалов, в размерах, превышающих установленные лимиты, рассматривается как неправомерные действия. Развитие такой ситуации приводит к искажению данных, содержащихся в налоговых и бухгалтерских отчетах. Именно поэтому отпуск МПЗ сверх лимита должен производиться только после издания соответствующего распорядительного акта. Также, следует зафиксировать факт и основания для превышения лимитов списания материальных ценностей в учетной документации.
Действующее законодательство обязывает каждую компанию утверждать выбранную форму акта списания материальных ценностей в локальной документации.
Согласно установленным правилам, данный бланк обязан содержать в себе ряд первичных реквизитов. К таким реквизитам относятся название компании и наименование бланка. В содержательной части акта следует указать наименование сырьевой базы, объем и цену МПЗ. В отдельной графе указывается код, присвоенный изделию, которое изготовляется при помощи конкретного материала. При составлении такого документа необходимо указать лимиты, установленные для конкретной группы. В случае превышения установленного значения, нужно указать причину сверхнормативного расхода.
Выводы (+ видео)
Методика списания, выбранная руководством компании, должна быть утверждена специальным распорядительным актом. Этот способ будет применяться ко всем категория МПЗ. Разбивка материалов на несколько отдельных групп позволяет оптимизировать бухгалтерский учет. Такая детализация позволяет значительно упросить составление локальных отчетов.