Бизнес-сфера постоянно расширяется, что приводит к появлению новых профессий и должностей. Одной из таких профессий является должность менеджера по маркетингу. Данное направление считается не только перспективным, но и востребованным на рынке труда. Задача маркетолога — управление ценностью продукции, для увеличения спроса среди потребителей. Таким образом, задачей этого специалиста является привлечение новых клиентов с целью увеличения получаемой прибыли. Важно обратить внимание, что данная профессия подразделяется на несколько специализаций. Арт-менеджеры, специалисты по анализу рынка, бренд-менеджеры и аналитики относятся к данной специальности. Маркетолог, что это за профессия? Ниже мы дадим развернутый ответ на данный вопрос.
Экскурс в историю
Данное направление появилось относительно недавно, однако за относительно небольшой промежуток времени наблюдается положительная динамика развития. В первые годы после своего появления, маркетинг являлся частью рекламы, основывающейся на потребительских нуждах. Однако спустя всего несколько лет, данная деятельность была признана как самостоятельное направление.
В начале двадцатого века, в американских университетах начали проводиться первые лекции о рассматриваемой сфере. В двадцатых годах двадцатого столетия была основана ассоциация маркетологов. В течение следующих двадцати лет, данная специальность получила высокую популярность по всей Европе. На территории стран бывшего СССР маркетинг появился в начале семидесятых годов. Именно с этого времени берет отсчет развитие маркетинга на территории России. Важно обратить внимание на то, что «молодость» данного направления приводит к постоянному развитию. Каждый год появляются новые направления в данной сфере, что подразумевает увеличение должностных обязанностей специалистов.
В зависимости от специализации, должностные обязанности маркетолога могут различаться, однако существуют определенные рамки, которые устанавливаются ассоциацией маркетинга.
Чем занимается маркетолог
Несмотря на высокую популярность этой профессии, многие люди не знают о том, что входит в сферу обязанностей маркетолога. Согласно данным, приведенным вышеупомянутой ассоциации, в обязанности маркетолога входит изучение ситуации на рынке, анализ конкурирующих предприятий, привлечение новых клиентов и работа с уже имеющимися потребителями.
Анализ состояния рыночной сферы является основным направлением в маркетинге. В задачу этого специалиста входит изучение рыночных изменений и составление прогнозов. Помимо этого, в задачу данного сотрудника входит разработка стратегии, подразумевающей адаптацию к измененным условиям. Для образца следует рассмотреть ситуации на примере крупного цеха, занимающегося изготовкой мягкой мебели. Изменение вкусов и желаний потребителей может привести к тому, что количество реализуемой продукции пойдет на спад. Данная ситуация ухудшается высоким риском проигрыша в конкурентной борьбе, что может стать причиной финансовых убытков. Таким образом, в задачу маркетолога входит изучение потребностей потребителя, для того, чтобы своевременно перенаправить работу предприятия.
Для того чтобы получить необходимую информацию о состоянии рынка, потребуется проводить социальные опросы и тесты среди потенциальных клиентов. Помимо этого, необходимо учитывать мнение общественности и информацию о предложениях конкурентов. Анализ периодики позволяет своевременно выявить возможные изменения на рынке и принять предупреждающие меры. Данные обязанности входят в должностные инструкции аналитика. Этот специалист должен уметь систематизировать полученную информацию и разработать стратегию, которая позволит получить наивысшую прибыль.
Маркетолог кто это и чем занимается? Давайте рассмотрим обязанности менеджеров данного направления. Благодаря взаимодействию с широким кругом общественности, менеджер может выявить ответы на следующие вопросы:
- Почему определенный товар пользуется спросом.
- Почему потребители выбирают конкретную продукцию.
- Достоинства и недостатки продукции с точки зрения покупателей.
- Почему выбирают именно вашу компанию.
- Какими дополнительными услугами можно заинтересовать клиента.
Проведение подобных опросов может помочь получить новые сведения о состоянии рынка, желании клиентов и предложениях конкурентов. Важно обратить внимание на то, что изучение предложений конкурирующих фирм, является одной из важных задач. В обязанности рассматриваемого специалиста входит поиск особенностей вашей компании, которая делает продукцию уникальной с точки зрения потребителей. В этом вопросе важны любые мелочи, поскольку именно они играют решающую роль.
Для примера можно рассмотреть ситуацию с несколькими кофейнями. Одна из них предлагает своим клиентам бесплатный Wi-Fi и вкусные пирожные в качестве комплимента от заведения. Именно это заведение будет пользоваться спросом у аудитории, поскольку клиент чувствует заботу о себе со стороны администрации заведения.
Также следует обратить внимание, что важно наладить двустороннюю связь не только с VIP-клиентурой, но и с обычными потребителями. Именно от последней категории потребителей зависит уровень реализации продукции.
Работа маркетолога заключается в пристальном изучении конкурирующих компаний. Необходимо знать их сильные и слабые стороны, ценовую политику и предлагаемые услуги. Изучение этих аспектов поможет найти ответ на вопрос, почему часть клиентской базы перешла к конкурирующему предприятию. Важно обратить внимание, что подобный анализ производится практически ежедневно, поскольку ситуация на рынке может измениться в любую секунду. Также следует сделать акцент на том, что данные действия не составляют особого труда. Большинство современных предприятий делятся своими достижениями на интернет страницах, а также публикуют новости о проводимых акциях. Помимо этого, можно нанять тайного покупателя, который сможет изучить предложения различных организаций.
Когда предприятие охватывает небольшую рыночную нишу, большинство руководителей конкурирующих фирм знакомы друг с другом. Они часто пересекаются на различных семинарах, конференциях и выставках. Проведение подобных мероприятий позволяет получить много полезных сведений. Обычно стратегию поведения на конференциях и семинарах разрабатывают вместе с представителями маркетингового отдела, поскольку упоминания о рекламной кампании, нововведениях и планирующихся акциях могут негативно отразиться на дальнейшей деятельности.
Дополнительные задачи
К дополнительным задачам маркетологов относится постоянное расширение клиентской базы. В небольших частных фирмах эта задача поручается помощнику маркетолога. Основной обязанностью этого лица входит изучение новых сфер рынка, где может использоваться продукция компании.
После того как помощник соберет все необходимые данные, маркетолог должен тщательно их изучить. Нередко наблюдаются ситуации, в которых продукция, пользующаяся спросом у определенной аудитории, получает популярность у других лиц. Также маркетолог делает различные рекламные компании с целью увеличения популярности продукции предприятия.
Обычно подобные действия необходимы при начале производства новой продукции. На основе рекламных акций выявляется тот сегмент рынка, где будет наиболее востребован новый товар. Чаще всего разрабатывается несколько стратегий продвижения товара. После детального анализа, выбирается лучшая из них.
Обязанностью специалиста данной сферы является поиск путей развития компании. Таким образом, маркетологу необходимо постоянно составлять прогнозы на будущее, для того чтобы предоставить клиентам компании самые выгодные условия. Для примера рассмотрим деятельность компаний, занимающихся доставкой бутилированной воды. Примерно девяносто процентов подобных фирм, осуществляют доставку только в рабочие часы. Таким образом, теряется довольно большая часть аудитории, которая не может находиться дома в рабочее время. Добавление такой услуги, как доставка в вечернее время может значительно увеличить клиентскую базу. Подобные варианты развития компании могут встречаться в различных сферах предпринимательской деятельности.
Обязанности данного специалиста — поиск и анализ новых предложений, которые имеют не только экономическую обоснованность, но и смогут стать источником дополнительной прибыли. Важно отметить, что некоторые из предлагаемых услуг лишь косвенно отражаются на увеличении прибыли, поскольку качественное обслуживание привлекает более широкий круг аудитории.
Согласно правилам, установленным ассоциацией маркетинга, одной из обязанностей рассматриваемого специалиста является анализ грамотности распределения средств компании. Настоящий профи в этом вопросе способен самостоятельно определить доход не только своего предприятия, но и конкурирующих фирм. Для этого, учитываются изменения на рынке, падения и взлеты цен. Если циклы роста организации не совпадают с подобными рыночными изменениями, имеет смысл предположить о наличии проблем внутри предприятия.
Для того, что рассчитать финансовую составляющую, следует оценить:
- Уровень прибыли по различным отраслям. В том случае, когда определенная сфера не приносит необходимого дохода, имеет смысл провести реорганизацию деятельности.
- Изменения в ценовой политике конкурентов.
- Выручку за единицу товара в разных рыночных нишах.
- Ответ конкурентов на финансовую политику вашей организации.
- Есть ли необходимость в привлечении VIP-клиентов.
Несмотря на то, что финансовый анализ не является первостепенной задачей, данная функция имеет высокую важность в работе маркетолога.
Функциональные обязательства
Итак, чем занимается маркетолог? Основной обязанностью специалистов этого направления является постоянное изучение состояния определенных сегментов рынка. На основе этого анализа составляется стратегия развития предприятия. Основной задачей такого развития, является привлечение клиентов и удовлетворение их потребностей. Исходя из этого, можно сделать вывод, что предназначение маркетинга кроется в изучении потребительских нужд. Зная желания и предпочтения определенных социальных групп можно выявить те категории товаров, что будут пользоваться повышенным спросом.
Ниже представлена должностная инструкция маркетолога:
- Анализ конкурентов, предлагающих схожую продукцию и отслеживание ценовой политики.
- Исследование и разработка конкурентоспособной стратегии развития предприятия.
- Составление аналитической отчетности.
- Изучение новых сфер, с целью реализации выпускающейся продукции.
- Изучение платежеспособности отельных регионов и социальных слоев населения.
- Разработка и запуск рекламы.
- Разработка стратегии по увеличению объемов реализации товара.
Для того чтобы зарекомендовать себя как специалиста высокого уровня, необходимо постоянно развиваться и познавать новое. Важно понимать, что вышеперечисленные должностные инструкции содержат в себе лишь свод необходимых действий. Конкретные методы исполнения той или иной задачи выбираются специалистом самостоятельно. В некоторых случаях, сотрудникам отдела маркетинга приходится самостоятельно разрабатывать разные методики улучшения благосостояния предприятия.
Профессиональный менеджер — аналитик обладает способностью не только оценить ситуацию на рынке, но и спрогнозировать дальнейшие изменения. Умение предсказать популярность продукции и поведение конкурентов, делает такого специалиста востребованным и уникальным. Для того, чтобы получить подобный статус необходимо постоянно улучшать свои навыки и изучать различные изменения в определенных сферах рынка. Для этой цели можно использовать инструменты статистики и информационные технологии.
Должностная инструкция маркетолога сочетает в себе несколько пунктов, на которые следует опираться во время совершения различных действий. Данный документ содержит в себе информацию о правах и ответственности этого специалиста. Помимо этого, в этом документе прописываются должностные обязанности имеющихся помощников.
Помимо всей перечисленной информации, должностные инструкции должны содержать в себе сведения о сроках подготовки отчетов. В этих документах приводятся данные анализа состояния рынка. Здесь необходимо приводить различные графики, вычисления и сравнения с конкурентами. На последних страницах подготовленного отчета нужно сделать прогноз ситуации и подготовить стратегию дальнейшего развития компании.